Города будущего

Как будут развиваться города? В каком направлении будут происходить изменения? Повлияет ли на них то, что происходит сейчас?

ООО ПБ "ВЕКТОР"

ООО ПБ "ВЕКТОР"

2022-11-28 09:41:39

Логика развития "Города будущего", скорее всего, будет наследовать принципиальные подходы концепции "Нового урбанизма", автором которой принято считать Анри Лефевра. Продолжится работа по оптимизации транспортно-планировочного каркаса, развитие системы общественных пространств, функционального разнообразия и архитектурного своеобразия облика города, в соответствии с тенденциями экологоориентированности, энергоэффективности и рационального использования ресурсов.

 

Город будущего - не новый город. Речь идет о дифференциации и гибкой трансформации существующих городов в разных измерениях городского - пространственном, антропологическом, социальном и культурном. Вероятно, отдельной темой исследований на стыке социологии, архитектуры и урбанистки станут морфогенетические преобразования существующего городского пространства и адаптация к постпандемийной реальности.

 

Наравне с физическими параметрами на процессы трансформации повлияют цифровые технологии, давно ассимилировавшиеся в городской среде. С этой точки зрения, город будущего - "умный город". Данный расхожий термин имеет свои особенности употребления в зависимости от контекста.

 

На сегодняшний день с определенной долей условности можно выделить 3 макро-концепции понятия "smart city" , различающиеся целеполаганием:

 

                                                                                                                                                                                     Фото: Clay LeConey

 

1. Североамериканский подход - концентрация на технологиях, способствующих экономии финансовых и трудовых ресурсов для решения заданных проблем, преимущественно больших городов.

 

                                                                                                                                                                            Фото: Tomasz Frankowski

 

2. Западноевропейский подход - развитие технологий и институтов для улучшения городских коммуникаций, роста доступности социальных благ и инновационной активности. Также этот подход затрагивает социальные последствия внедрения технологий умного города.

 

                                                                                                                                                                                 Фото: Victor, Unsplash

 

3. Восточноазиатский подход - развитие технологий и институтов, направленных на обеспечение устойчивости города, а также сфокусированных на одном или нескольких направлениях улучшения жизни в отдельно взятом городе.

 

Наиболее релевантными концепциями здесь могут быть:

Жизнестойкий город (Resilient city);
Инклюзивный город (Inclusive city);
Автономный город (Green city);
Инновационный город (Innovative city).

 


Для каждой из концепций характерен территориально-дифференцированный подход к внедрению инструментов "smart city". Крупные города с развитыми социальными институтами чаще применяют концепцию Автономного города (Амстердам, Нидерланды), быстрорастущие агломерации - Инклюзивного города (Медельин, Колумбия), бывшие индустриальные центры - Инновационного города (Ютика, США), малые города и территории с особыми природно-климатическими условиями - Жизнестойкого города (Дербент, Россия).

 

Умные технологии уже сегодня активно внедряются в сферы городской жизни и городского управления - через высокоэффективные системы сбора, обработки, хранения и предоставления данных потребителям, функционирования высокотехнологичных Дата-центров и т.д. Использование информационных технологий для сбора, хранения, обработки и анализа пространственных данных позволяет моделировать варианты развития территорий, изменяет ландшафт рынка и влияет на ценность отдельных городских локаций; внедрение "Performance-Based Codes" - гибких "функционально ориентированных" норм, позволяет создавать уникальные решения для каждой ситуации.

 

Сегодня это особенно актуально для гибкой трансформации к новым постпандемийным экономическим реалиям, например, общественных пространств открытого и закрытого типа: изменение траекторий движения посетителей, появления нового пула арендаторов, развития коммерческих "time-sharing" (коворкингов или квазиковоркингов) пространств.

 

Отвечая на новые потребности городских сообществ, в будущем изменится система потребления. Доступность "интернета вещей", кастомизация и индивидуальная настройка любых активностей, появление новых профессий, например, "куратора городских пространств", "customer-journey map" ("карта Путешествия клиента") будут строится не только для продвижения отдельных продуктов, но и для картирования паттернов поведения, моделирования эмоциональных карт города и развития виртуальной эмпатии.

Будущий образ жизни горожан будет связан не только с новым поколением потребительских товаров и услуг, но также с мобильностью - от времени передвижения по городу, до легкости переезда в другой город.

С другой стороны, технологии позволяют расширять и устанавливать контроль над горожанами, внедрять их в рамки правил и ограничений сценариев использования и лишать пространства спонтанности их повседневного использования, а также качества анонимности.

 

Этот путь ведет в противоположную от идеи "Нового урбанизма" сторону и сам по себе требует создания новой философии для целостного видения взаимодействий городских пространств и новых систем контроля.

 

Но "Город будущего" - не просто совокупность функций и объектов, расположенных на определенной территории. Это порядок отношений. Жители как со-креаторы и участники сетевых интеракций в состоянии выступать в роли "разработчиков" города и его элементов, могут создавать ответственные сообщества и участвовать в реализации низовых инициатив по пересборке среды обитания.

 

На данный момент между развитием и экономическим ростом ставится знак равно, большинство проектов направлены на привлечение инвестиций в экономику города или привлечение квалифицированных кадров. Тем не менее в ближайшей перспективе вполне может произойти переоценка экологических и политических экстерналий не в пользу экономического роста. Дистанционная работа трансформирует характер спроса на городскую инфраструктуру и сервисные услуги. Города сами по себе будут бороться за жителя через поощрение разнообразия предоставляемых потенциальному резиденту благ и их доступность, экология будет означать не только парк у дома, но и особенное внимание к системе переработке отходов, уроню автомобилизации, состоянию гидрографической сети и качества воздуха в районе, а безопасность - не только отсутствие страха потерять кошелек, но и станет безусловным общественным благом, комплексной задачей по реорганизации уличного освещения, дорожной сети, расширению участия горожан в вопросах сохранения и повышения безопасности среды.

 

                                                                                                                                                                                Фото: Andrea De Santis

 

С точки зрения моделирования изменений - это постоянный эксперимент, многоканальная инсталляция, игровой мир, в котором наряду с электронными взаимоотношениями сохраняет свою силу ценность возможность традиционной коммуникации и городских отношений.

 

В результате мы уже сегодня имеем все средства для кардинального изменения образа города. Однако, внедрение новых инструментов, анализ изменений и соответствующие выводы, требуют создания объясняющих моделей и осмысления новой урбанистической парадигмы, оставляющей всем участникам городской жизни право выбора.